Капоэйра: можно пригласить вас на бой?

17-02-2017 00:16:26

    Кордау, батизаду, местран до, местре… Вместе с руководителем одной из столичных школ капоэйры Алексеем Ниточкиным и мягким привкусом португальского на губах мы окунулись в тонкости бесконтактного боя. Алексей представляет в нашей стране одно из крупнейших международных объединений капоэйристов – ABADA (Бразильская ассоциация поддержки и развития боевого искусства Капоэйра).

 Магический круг

     Коктейль из акробатических элементов, танцевальных па и бесконтактной борьбы придется по вкусу даже самому искушенному эксперту по части боевых искусств. Участники «роды» (именно так профессионалы называют тот самый магический круг, в центре которого и происходит завораживающая игра) поочередно вступают друг с другом в борьбу. Вместе с тем капоэйра – это игра, где все действующие лица в главной роли. Пока двое в кругу демонстрируют друг другу свое мастерство, задачей остальных является создать неповторимую атмосферу и поддержать тех, кому может «прилететь» от партнера. Лучшего всего для этого подходят зажигательные ритмы Бразилии и приветственные, ободряющие хлопки.

 С мастера по поясу

    Капоэйру нельзя воспринимать не всерьез. За долгие годы существования она обрела собственную философию и обросла традициями. Это боевое искусство сложно представить вне системы градации мастерства – системы кордау (поясов). Новичок, как правило, получает бесцветный кордау. Пояса желто-серого цвета удостаивается занимающийся, который прошел обряд посвящения – Батизаду. Затем с ростом мастерства меняется и цвет: желтый, оранжево-желтый, оранжевый, сине-оранжевый, синий. Последняя кордау знаменует переход из ученического на уровень выпускника. Дальше уже идут уровни Инструктора, Профессора, Местрандо и Местре (бело-красная или белая кордау). Последняя ступень – большая редкость в капоэйре. Для того чтобы осуществить переход, нужно впечатлить своими умениями тренера, который и решает, какого цвета кордау получит его подопечный. По мнению Алексея, присутствие бразильцев на обряде посвящения обязательно. Нельзя соперничать по части знания с теми, кто живет этим: в Бразилии мало кто не занимается капойэрой. Кульминацией мастер- классов с приглашенным гостем из Бразилии становится Батизаду. Обряд посвящения напоминает скорее праздник, чем экзамен. Церемония проходит в непринужденной дружественной атмосфере, когда каждый стремится показать красивую игру, создать диалог, используя язык тела. Проблемы иногда возникают только с желающими. По словам Алексея, бывают и такие ситуации, когда никто не хочет выходить. Причиной тому может быть элементарное стеснение, боязнь быть в центре внимания. К слову, в Бразилии за право выступить в центре «роды» разворачивается настоящая борьба.

 

Музыка нас связала…

    Возникновение капойэры традиционно связывают с нежеланием рабов смиряться с жестокостью, царившей в колонизированной Бразилии того времени. Борцы за справедливость использовали музыку как маскировку для своих тренировок. Видя танцующих слуг, угнетатели не придавали этому особого значения, в то время как рабы упорно оттачивали свое мастерство. Именно поэтому музыка на занятиях – одна из важнейших традиций, которой следует придерживаться. Атабак, беримбау гунга, пандэйра – музыкальные инструменты, которые Алексей использует на занятиях для того, чтобы воссоздать неповторимую музыкальную атмосферу. Ритм игре задает ведущий инструмент «роды» – беримбау гунга. Ритмом-первоисточником принято считать Анголу. Игра проходит в медленном темпе, и поэтому со стороны может показаться, что игроки расслаблены. Однако Ангола требует максимальной концентрации умственных и физических возможностей. Бенгела – ритм, который позволяет игроку продемонстрировать степень умения владеть своим телом. Капоэйрист в этом случае находится в постоянном движении, один элемент плавно переходит в другой, однако удары и броски не доводятся до конца, обозначается лишь тактика и общий рисунок. Под ритм Режионал лучше сыграет тот, кто умеет двигаться быстро, нанося прыжковые удары и выполняя незамысловатые акробатические элементы. Процессы модернизации нашли отражение и в истории капоэйры – появился ритм Контемпоранеа. Здесь низкие перемещения, множество обманных ударов из Анголы отлично сочетаются с быстрыми круговыми движениями из Режионал. Изюминкой капоэйры на новый лад является внедрение некоторых элементов из других видов восточных единоборств.

 

Улыбаемся и машем

    Капоэйра – это бесконтактный вид единоборств, здесь важно не блокировать удар, а уйти от него. В ситуациях, когда удар все-таки достигает цели, капоэйристы сохраняют бодрость духа и доброжелательный настрой по отношению к партнеру, несмотря на дискомфорт. Риск получить травму в капоэйре есть, но в данном случае все зависит только от самого игрока, его ловкости, умения предугадать действия партнера. Уверенно можно сказать, что капоэйра не учит агрессии. Несмотря на интенсивную, напряженную работу (все время в движении) во время тренировок, улыбаться и получать удовольствие – обязанность каждого. В случае невыполнения элемента никто не расстраивается. Все стараются поддержать друг друга. Алексей настаивает на том, что в капоэйре нет места осуждению или критике. Все стремятся к тому, чтобы показать как можно более красивую, интересную игру, пластику, музыкальность. Практически все крупные группы капоэйристов участвуют в социальных программах. В Москве есть группа детей-аутистов, которые занимаются капоэйрой. Алексею посчастливилось воочию наблюдать их на обряде посвящения. Неописуемый восторг вызывал каждый удавшийся элемент. В Беларуси также имеется подобная практика: капоэйристы навещают детские дома.

Капоэйре все возрасты покорны

    Сила и выносливость, развитый вестибулярный аппарат, способность наладить коммуникацию – то, что капоэйра может дать каждому, кто окунется в нее с головой. Умение постоять за себя, анализ своих и чужих ошибок, развитие чувства ритма, уверенность и осознание своей силы – это то, что капоэйра может дать детям, которые являются желанными гостями любой «роды». Партнеры по игре, так или иначе, становятся хорошими друзьями. Объятия – завершающий элемент каждой игры. Все это еще раз утверждает родителей в том, что детям стоит заниматься капоэйрой. Обучение возможно уже с ранних лет. Следует отметить, что стиль преподавания в работе с детьми имеет особенности: придумываются элементы, даются им названия. Детей пытаются научить простым, базовым движениям, элементарным акробатическим элементам. Впрочем, как утверждает Алексей, капоэйра в принципе не имеет минусов и подходит для любой возрастной категории. Это верный способ прочувствовать свое тело, улучшить самочувствие. Позвоночник и дыхательная система поспешат отблагодарить уже после первого занятия. Заметно улучшится состояние мышц- стабилизаторов, и тогда стойка на руках уже не будет в списке элементов, которые новички относят к разряду «миссия невыполнима». Элемент «колесо», который начинающие капоэйристы также воспринимают не всегда с энтузиазмом, недооценивая свои возможности, на самом деле не требует много физических усилий. Занимающийся сможет выполнить его уже на второй-третьей тренировке. Главное – перебороть чувство страха.

Хотеть не вредно!

     Зачастую те, кто приходит на занятия, вдохновляются увиденными картинками и видеороликами. Цель – научиться двигаться красиво! Наивно полагать, что уже через 2–3 месяца все получится. В привилегированном положении оказываются те, кто ранее занимался танцами. У человека уже развито чувство ритма и выносливость при работе с большим объемом динамической нагрузки. Последнее немаловажно, поскольку занятия в капоэйре длятся полтора-два часа. Капоэйра, как и любое иноземное вкрапление в культурную среду, должно пройти период многолетней адаптации, поэтому сложно говорить о популярности этого искусства в нашей стране. Численный состав группы Алексея – 10 человек, но у этого есть определенные плюсы. – Мы в постоянном движении, в процессе которого происходит рост как физический, так и духовный, и этот процесс бесконечен, – отмечает Алексей. – На одном из мастер-классов наш бразильский гость заметил, что рост количественного состава группы мешает самосовершенствованию самих тренеров. Это так! Чтобы учить кого-то, надо самим быть на уровень выше. Это и есть капоэйра! Жизнь – не только дом, работа, еда, сон. Капроэйра поможет вам найти себя!

Источник: Журнал СПОРТTIME